Оглавление
ЭКОНОМИКА СТРОИТЕЛЬСТВА
1.Организация инвестиционной деятельности: объекты и субъекты, экономические отношения между участниками, гос. регулирование инвестиционной деятельности. 2
2.Инвестиции: понятие и виды. Капитальные вложения: состав и структура, источники финансирования инвестиций. 3
3.Понятие инвестиционного рынка, рыночная инфраструктура. 4
4.Подрядный способ строительства. Подрядные договора: их содержание. Порядок определения договорной цены на строит.продукцию. 5
5. Подрядные конкурсы: назначение, организация, методы оценки оферт. 7
6.Лизинг. Понятие, виды, экономическое отношения при лизинге. Другие виды аренды имущ-ва, договора аренды. 9
7. Инвестиционные проекты: понятие, виды. Этапы проектной подготовки строительства. 10
8.Обоснование инвестиций. Назначение и содержание 11
9.Основные положения оценки эффективности инвестиционных проектов: этапы оценки, расчетный период и шаг расчета. 11
10.Формирование финансовых потоков, система показателей эффективности инвестиционных проектов. 12
11. Оценка коммерческой эффективности инвестиционных проектов. 13
12.Учет инфляции, рисков и неопределенности в расчетах эффективности инвестиционных проектов. 14
13.Состав и структура сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ. 15
14.Методы определения стоимости строительства и состав сметной документации к проектам. 17
15.Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве. 18
16. Основные фонды в стр-ве: состав, оценка, износ, амортизация. 19
17. Показатели технического состояния и использования основных фондов. 21
18. Оборотные средства стр орг-й: понятие, состав, нормирование, показатели оборачиваемости. 22
19. Производительность труда в строительстве: понятие, показатели, факторы роста. Нормирование труда. 23
20. Организация оплаты труда в строительстве: основные принципы, формы з/пл и системы премирования. 24
21. Техническое нормирование и тарифная система в строительстве. 26
22. Себестоимость СМР: понятие, состав, группировка затрат, резервы снижения. 27
23. Прибыль предприятия: образование и использование; рентабельность производства. 29
24. Налоговая система РФ и налогообложение предприятий. 30
25.Понятие и сущность маркетинга. Особенности маркетинга в строительстве 31
26.Пути повышения конкурентоспособности строительных предприятий. 32
27. Виды планов и методы планирования деятельности предприятия. 32
28. Назначение и содержание стратегического плана. 33
29. Бизнес-план предприятия: назначение и состав. 34
30. Производственно-экономический план строительной организации. Назначение и состав. 35
1.Организация инвестиционной деятельности: объекты и субъекты, экономические отношения между участниками, гос. Регулирование инвестиционной деятельности.
Порядок осуществления ИД определяется законом РФ от 25.02.99 №39 “ Об ИД, осуществленной в форме КВ”.
Объектами ИД являются вновь создаваемые или модернизируемые ОФ (строительная машины и механизмы, транспортные средства, силовые машины и оборудование, и т д, производственные здания и сооружения, стоимостная оценка которых с 01.01.97 превышает 100 МРОТ).
Субъектами ИД могут быть физ и юр лица, гос-во, в т.ч. иностранные, международные организации, осуществляющие ИД.( это могут быть инвесторы, застройщики, заказчики, подрядчики, проектные организации, пользователи объектов).
Инвесторы — субъекты ИД осуществляющие вложение собственных и заемных средств в объекты ИД.
Инвесторами могут выступать от гос-ва: органы, уполномоченные управлять гос. имуществом; физ лица в т. ч. иностранные граждане; юр лица, т.е. предприятия, организации всех форм собственности и гос-ва, международные организации. Допускается объединение средств различных инвесторов для совместного инвестирования. В этом случае выделяют ген. инвестора и соинвестора ( дог-р о соинвестировании). Инвесторы могут выступать не только в роли застройщика, но и вкладчиков, кредиторов, покупателя, могут выполнять функции любого участника ИД.
Застройщик — организация или физ лицо, кот получило пятно застройки и ведет строительство.
Заказчик — инвесторы, застройщики, уполномоченные инвестором физ и юр лица, кот осуществляют реализацию инвестиционного проекта, выполняет все функции по подготовке строительства, по техническому надзору, осуществляет поставку ресурсов, расчеты за выполненные работы, приемку объекта от подрядчика и передачу на баланс эксплуатирующей организации.
В том случае если инвестор не является пользователем объекта, он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться определенной долей во вновь созданном имуществе (пай, пакет акция).
Все остальные субъекты ИД являются исполнителями проекта, нанятые по договору с оплатой работ по договорным ценам. Все отношения субъектов ИД должны строиться на соблюдении действующего законодательства, все участники должны иметь лицензию на право осуществления этой деятельности.
Основным правовым документом, регулирующим производственно-экономические отношения является договор или контракт.
Дог-р заключается на определенный срок, при изменении условий — дополнительные соглашения. Незавершенные объекты ИД являются долевой собственностью субъектов до момента приемки объекта гос. комиссией и полной оплаты работ инвестором. Нормативно -правовая база ИД: ГК РФ (95,2002) з-н №39ФЗ, региональные з-ны, налоговый кодекс, земельный кодекс.
Гос. регулирование осуществляется в целях реализации экономической, научно-технической и социальной политики гос-ва, а также создание благоприятных условий для ИД.
Различают:
Прямое управление гос инвестициями — бюджетные инвестиции выделяются под программы. Они планируются как в долгосрочном периоде так и в годовом (составляются адресные программы строительства). Эти инвестиции реализуют гос заказчики, конкурсная система выбора проектировщиков, подрядчиков, поставщиков, ведется контроль стоимости.
Косвенное регулирование ИД за счет частных инвестиций. Условиями предоставления земельных участков, природных ресурсов.
Оказание финансовой помощи гос-ом: гос кредиты, налоговые льготы, гос гарантии, дотации, субсидии.
Созданный комитет по инвестициям и стратегическим проектам.
Цель: упростить согласование инвестиционных проектов и ускорить их реализацию.
Существуют: КЭР (комитет эк развития), комитет по строительству, КУГИ (комитет по управлению гос имуществом). Согласование проходит через эти 3 комитета.
Инвестиционные торги(конкурсы):
Проводятся с целью привлечения инвесторов для строительства или реконструкции объектов. Их проводя как предприятия (АО), так и гос. структуры.
Объектами инвестиций являются:
зем участки, предоставленные под новое строительство.
здания и сооружения, предоставленные под реконструкцию. Они могут быть расселенные и с жильцами.
объекты незавршенного строительства (недостроенное)
Существует регламент, определяющий порядок проведения конкурсов:
перечень объектов инвестиций готовит комитет по строительству (КС), комитет по градостроительству и архитектуре (КГА), комитет по зем ресурсам (КЗР), и КУГИ Списки утверждаются на ГИТК в открытой печати не менее чем за 30 дней до конкурса.
Подготовка инвестиционно — тендерной документации, готовит управление инвестиций КС.
Утверждение инвестиционных условий (утверждает ГИТК): правовая форма (в собственность, в аренду, в доверительное управление), начальная цена объекта, задаток и график платежей, сроки проектирования ( до1 года) и строительства, ограничения по функциональному назначению, по архитектурно-планировочным решениям и прочее.
Проведение конкурса. Для участия претенденты подают заявки в секретариат ГИТК , копию платежного документа о внесении залога, гарантии инвестиционных вложений. Определяется победитель.
Заключение инвестиционного договора между фондами имущества и победителем конкурса.
studfiles.net
Основные субъекты инвестиционной деятельности. Отношения между ними
Под субъектами деятельности, касающейся капиталовложений, понимают инвесторов и лиц, которые выполняют одну из ролей, предусмотренных законодательно. Так, среди этих ролей различают:
- пользователя объекта инвестиционной деятельности;
- заказчика, который регулирует процесс становления проекта;
- исполнителя, который занимается непосредственным исполнением всех требований заказчика;
- инвестора, занимающегося вкладыванием капитала в проект.
Согласно законодательству, в процессе инвестирования субъектами становятся физические лица или организации, а так же совокупность фирм. Выполнять роль участника проекта может и государство или муниципалитет. В общем и целом, субъектом волен стать любой инвестор, занимающийся вкладыванием капитала из собственных, заемных или полученных со стороны средств в тот или иной проект и следящий за тем, чтобы средства целесообразно использовались. Отношения между различными участниками деятельности определены принятым федеральным законом, регулирующим инвестиционную деятельность страны. В так же расписано распределение ролей участников деятельности — указано кто является исполнителем, кто может использовать итог деятельности и кого наделяют функциями заказчика. Как гласит нормативно-правовой акт, заказчик в качестве участника деятельности в сфере инвестирования уполномочен управлять проектом — его становлением и распределением средств.
Подробнее с законом инвестирования, вы сможете ознакомиться в данной статье.
В законе прописаны абсолютно все аспекты деятельности в сфере капиталовложений, в том числе льготы, которые инвестор может получить при должной внимательности. Ознакомиться с законом вы можете на сайте КонсультантПлюс.
Рассмотрим подробнее функции, предусмотренные для участников деятельности с точки зрения законодательства.
- Заказчик — субъект, которого уполномочили осуществлять исполнение проекта, в который вложили денежные средства. Чтобы добиться поставленной цели, вкладчик передает заказчику все необходимые права и обязанности, в том числе касающиеся использования, управления и распределения денег на выбранный временной период. Заказчик наделяется определенным спектром компетенций, в пределах которых он волен осуществлять свою работу в соответствии с договоренностями с инвестором. Эти компетенции указываются в заключаемом инвестором и заказчиком договоре и устанавливаются согласно законодательству страны. Заказчик не уполномочен заниматься вмешательством в предпринимательскую деятельность других вкладчиков, работающих над этим же проектом. Фунционал заказчика способен выполнять непосредственно инвестор самостоятельно или любое другое лицо — физическое или юридическое.
- Исполнитель — субъект, которому были переданы полномочия, сопряженные с исполнением реализуемого проекта. С исполнителем подписывается контракт, или, как его еще называют, договор подряда. В этом документе, с оглядкой на действующее законодательство, прописываются полномочия и права исполнителя в рамках осуществления работ. В отличие от заказчика, исполнитель не наделен правом на использование объекта капиталовложения и на распределение денег. Заказчик выдает определенное, достаточное для исполнения необходимых работ, количество денежных средств исполнителю. К примеру, в строительстве исполнителем будет фирма, занимающаяся проектированием и воздвижением сооружений, в этом случае чаще встречается другое название субъекта — подрядчик. У подрядчика в обязательном порядке должна быть лицензия, которая позволяет ему осуществлять деятельность на территории страны.
- Пользователь — субъект, который в последствии будет использовать готовый объект капиталовложения. Именно для пользователя реализуется весь проект. Его функционал может исполнять абсолютно любой член общества, а также любые организации и фирмы, в том числе находящиеся в государственном и муниципальном подчинении. Сами вкладчики тоже могут использовать собственный проект после того, как он будет готов.
Непосредственно сам инвестор занимается вкладыванием капитала в проект, привлекая для этого собственные накопления, взятые в кредит у какой-либо организации или привлеченные со стороны средства. Функции вкладчика способен исполнять любой субъект деятельности, связанной с инвестированием — гражданин государства, организация (или объединение нескольких компаний), государственная организация, муниципальное образование. Инвестором может стать и иностранная компания или предприниматель.
Важно! Любой участник инвестиционной деятельности может заниматься выполнением сразу несколько функций субъектов (например, быть и заказчиком, и исполнителем, если такое возможно). Однако, это допустимо, лишь в том случае, когда иное положение дел не предусматривается в документах или государственных контрактах, которые подписывают субъекты, вступая в отношения между собой.
Перед тем, как начинать вкладывать свои денежные средства в проект и заключать контракты и договора с прочими участниками инвестиционной деятельности, следует ознакомиться с основными правами, которыми обладает каждый вкладчик.
- Он имеет право самостоятельно выбирать направление развитие своего проекта, то есть, инвестор вправе определять объемы производства, направление деятельности, количество инвестируемых средств, спектр участников деятельности.
- Инвестор, который сам не использует продукт своей деятельности, имеет право осуществлять контроль за его целесообразной эксплуатацией.
- Вкладчик имеет право, согласно договору, передавать другому субъекту свои права по использованию и владению вложением, а так же на результаты инвестиционной деятельности.
- Инвестор вправе покупать и использовать объекты, которые были получены во время осуществления им инвестиционной деятельности. Кроме того, он имеет право на владение и использование прочих результатов его активности. Законодательно могут быть установлены определенные объекты, в которые инвестор может вкладываться без последующего получения права на них. Однако, это не значит, что в будущем инвестор не сможет осуществлять контроль за эксплуатацией и управлением объекта.
Что касается обязанностей субъектов инвестиционной деятельности, под ними понимается исключительно добросовестное исполнение всех предписаний со стороны законодательства РФ, а так же требований, выдвигаемых отдельными государственными органами и определенными должностными лицами. Если же один из инвесторов в какой-то момент решает отказаться от дальнейшего участия в проекте, ему необходимо внести компенсацию затрат других участников инвестирования.
Говоря о субъектах инвестирования необходимо упомянуть и об объектах, в которые могут вкладываться инвесторы. Условно их можно разделить на несколько категорий:
- Новые или восстановленные фонды, функционирующие в различных экономических отраслях.
- Ценные бумаги.
- Денежный вклад в кредитной организации.
- Нематериальные, интеллектуальные объекты, а также продукты научно-технического характера.
- Право на имущество.
Подробнее об инвестиционной деятельности физических лиц, вы сможете узнать из следующего видео:
dengikupera.ru
Правовые формы отношений между субъектами инвестиционной деятельности
Инвестор может осуществлять капиталовложения самостоятельно, однако в абсолютном большинстве случаев в разработке и реализации конкретного инвестиционного проекта задействуются многочисленные субъекты: консультанты по инвестициям, субинвесторы, подрядчики, профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, консультанты, инвестиционные фонды) и т. д. Основным правовым документом, регулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности, наряду с нормативными актами является договор или контракт, заключаемый на принципах добровольности и равноправия сторон.
Инвестиционная деятельность осуществляется на основании одного, а чаще нескольких взаимосвязанных договоров (займа, кредитования, подрядных, посреднических, договоров об оказании услуг, о совместной деятельности, лизинга, на фондовом рынке и др.). Многие из данных договоров подлежат государственной регистрации.
В отечественном законодательстве определение инвестиционного договора не закреплено. Равно отсутствует легальная систематизация договорных форм осуществления инвестирования. В качестве инвестиционного поименован лишь один из договоров, опосредующих инвестиционную деятельность, — инвестиционный договор с Республикой Беларусь, предусмотренный ст. 17 Закона об инвестициях. Инвестиционная деятельность может опосредоваться различными гражданско-правовыми договорами: купли-продажи, лизинга, подряда, простого товарищества, учредительным договором и др. Инвестиционными договорами следует признать договоры на приобретение акций при учреждении и увеличении уставного капитала акционерного общества, договоры облигационного займа, банковского вклада, негосударственного пенсионного обеспечения и долевого участия в строительстве. Объединяет эти виды договоров только их экономическое содержание — вложение средств, как правило, с целью получения в дальнейшем прибыли. Договоры, опосредующие инвестирование, влекут возникновение договорных обязательств, имеющих особенности, которые обусловлены тем, что они возникают в специфической сфере — сфере инвестирования. Эти особенности проявляются в их предмете (действия по вложению (отчуждению) объектов гражданских прав, квалифицируемых в качестве инвестиций) и объекте (объект инвестирования).
В общей системе общегражданских и хозяйственных договоров инвестиционные договоры обособляются на основе их целевого назначения. Они опосредуют коммерческие отношения, носящие длительный характер и предполагающие достижение положительного результата в будущем. Инвестиционные договоры подразделяются на две группы. Первая группа договоров опосредует портфельные инвестиции, в рамках которых инвесторы передают свои средства во владение, пользование и распоряжение иным лицам. Соответствующий договор можно определить как соглашение, по которому одна сторона (инвестор) обязуется передать, а другая сторона (реципиент) обязуется принять для использования в собственной хозяйственной деятельности инвестиционное имущество с выплатой инвестору части прибыли, получаемой от использования этого имущества, либо с предоставлением иных выгод (например, приобретение ценных бумах, передача инвестиционного имущества в доверительное управление институциональному инвестору или инвестиционному посреднику). Инвестиционный договор обеспечивает достижение основной цели — финансирование предпринимательской деятельности путем установления долгосрочных отношений и устойчивых, сбалансированных хозяйственных связей. Вторую группу составляют договоры, опосредующие производственные (реальные) инвестиции. Это договоры подряда, в которых инвестор предстает в качестве заказчика, а вторая сторона по договору (подрядчик) обязуется в установленные сроки выполнить для заказчика определенную в договоре работу, применяя собственные материалы или материалы заказчика, а заказчик обязуется создать подрядчику надлежащие условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить согласованную цену (например, подряд на капитальное строительство; на производство проектных и изыскательских работ; на выполнение научных, опытно-конструкторских работ).
В инвестиционной практике особое значение имеет стабильность и выверенность условий сотрудничества, поэтому здесь целесообразно заключение предварительных договоров.
В зависимости от субъектного состава различаются инвестиционные договоры с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц, резидентов и нерезидентов.
В литературе высказываются три основных подхода относительно правовой оценки инвестиционного договора:
1)инвестиционный договор — собирательное понятие;
2)инвестиционный договор — самостоятельный тип или вид договора;
3)отрицается целесообразность использования термина «инвестиционный договор».
Законодательное определение понятия и отличительных особенностей инвестиционного договора, заключаемого не только с Республикой Беларусь, но и с другими субъектами, может способствовать развитию инвестиционных отношений. Отличительными признаками такого договора можно назвать следующее:
— одной из сторон является инвестор;
— соглашение определяет порядок реализации Инвестиционного проекта;
— заключается на длительный срок и др.
В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор или инвесторы имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь.
Инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь,если данным инвестиционным договором предусматривается предоставление Инвестору, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.
В этом решении Совета Министров Республики Беларусь определяются порядок подтверждения права на применение указанных льгот и преференций, а также Госорган, уполномоченный на подписание такого инвестиционного договора и координацию работы по его выполнению.
Для заключения инвестиционных договоров:
Первого уровня не требуются бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционного договора (далее — инвестиционный проект), и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта;
Второго уровня требуютсябизнес-план инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта.
Бизнес-план инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта требуются только в случае предоставления инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, дополнительных льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.
Проекты инвестиционных договоров подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой юридическими службами соответствующих государственных органов и исполнительных комитетов, принимающих решения о заключении инвестиционных договоров, или Министерством юстиции, если решение о заключении инвестиционных договоров принимается Советом Министров Республики Беларусь.
Заключенные инвестиционные договоры подлежат государственной регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, порядок ведения которого определяется «Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. N 4».
В инвестиционном договоре в качестве обязательных условий должны быть определены:
- объект, объем и сроки вложения инвестиций, а также сроки реализации инвестиционного проекта и действия инвестиционного договора;
- права и обязанности инвестора (инвесторов) и Республики Беларусь — сторон инвестиционного договора;
- ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в том числе возмещение инвестору (инвесторам) реального ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов или иного государственного органа (организации), а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств;
- требования о конфиденциальности информации;
- порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора. В качестве рассматривающего спор органа может быть определен суд иностранного государства, арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, если инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, в том числе о защите инвестиций, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора.
Инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке. Если стороной инвестиционного договора является иностранное юридическое или физическое лицо, инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке, а также на иностранном языке по соглашению сторон.
По вопросам привлечения инвестиций, заключения инвестиционных договоров и реализации инвестиционных проектов инвестор может взаимодействовать с государственными органами и исполнительными комитетами, государственным учреждением «Национальное агентство инвестиций и приватизации» либо с физическими или юридическими лицами, уполномоченными на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь.
Изменение инвестиционного договора и его расторжение по соглашению сторон осуществляются в соответствии с «Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь», утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011г. № 4».
Постановлением Совета Министров от 19 июля 2016 года № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10» в Белоруссии утверждены:
— Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;
— Положение о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;
— Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;
— Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;
— Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.
Государственный реестр инвестиционных договоров с Республикой Беларусь в настоящее время ведется только в электронном виде. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 19 июля 2016 года №563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10».
По состоянию на 1 октября 2013 г. в госреестре было зарегистрировано 1294 инвестиционных договора на общую сумму 21 млрд USD. Из них 346 договоров — с иностранными инвестициями на сумму эквивалентную 11,1 млрд USD. В среднем капиталоемкость одного инвестдоговора составляет 17 млн USD. Иностранные инвесторы предпочитают не покупать обремененные обязательствами белорусские предприятия, а делают ставку на строительство предприятий с чистого листа (так называемые Greenfield projects).
Например, за январь-июнь 2016 г. в реальный сектор Республики Беларусь (без банков) поступило 4,7 млрд долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 3,9 млрд долларов (83% от общего объема), портфельных – 0,0008 млрд долларов, прочих – 0,8 млрд долларов.
Основные инвесторы в Республику Беларусь по итогам 1 полугодия 2016 г.: Россия – 50,2%, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии – 20,5%, Кипр – 7,5%, Литва – 3,7%, Австрия – 3,3%, Польша – 2,3%, Украина – 1,7%, Китай – 1,4%, Латвия – 1,2%, Германия – 1,1%,. На долю прочих стран-доноров приходится – 7,1%.
Среди договоров, связанных с приобретением прав пользования, особое место занимают концессионные договоры государства с инвесторами, предметом которых является деятельность по поиску, разведке, разработке и эксплуатации природных ресурсов, а также осуществление деятельности, относящейся к государственной монополии.
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 63-3 «О концессиях» определяет концессионный договор как письменное соглашение, в силу которого одна сторона (коцедент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности. Концессия — основанные на концессионном договоре право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности.
К концессионным договорам относятся:
— полный концессионный договор;
— концессионный договор о разделе продукции.
Под полным концессионным договором понимается соглашение, предусматривающее возникновение и сохранение за концессионером права собственности на произведенную им продукцию.
Под концессионным договором о разделе продукции понимается соглашение, в соответствии с которым произведенная продукция делится между концессионером и концеден-том в размерах и порядке, определяемых концессионным договором.
Под концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ) понимается соглашение, в силу которого право собственности на произведенную, переработанную по концессионному договору продукцию передается концеденту Концессионер за оказанные услуги (выполненные работы) получает вознаграждение.
cyberpedia.su
Объекты и субъекты инвестиционной деятельности | Примеры | Отношения между участниками инвестиционной деятельности
Содержание статьи:
- Понятие объект/субъект?
- Виды объектов
- Виды субъектов
Инвестиционная деятельность это процесс обеспечивающий преобразование одних видов ресурсов в другие и их накопление. Каждый процесс включает в себя лиц, которые ведут его. Таких лиц называют участниками процесса. Главными участниками инвестиционной деятельности будут являться инвесторы, физические и юридические лица (банки, страховые компании и т.п.).
Объекты и субъекты инвестиционной деятельности это лица (субъекты), инвестирующие капитал в активы (объекты), удовлетворяющие их инвестиционным целям.
Субъекты
Субъектом инвестиционной деятельности является физическое либо юридическое лицо, вовлеченное в инвестиционные отношения. Субъект это прямой участник процесса и одна из сторон инвестиционной сделки.
Каждый субъект (участник), характеризуется несколькими характерными особенностями:
- наличие инвестиционных ресурсов
- желание предоставить собственный капитал в инвестиционных целях
- использование определенных инвестиционных инструментов и механизмов
- особое инвестиционное поведение.
Именно от того какой субъект с каким объектом взаимодействует, от того каков характер этих отношений и происходит классификация участников данного процесса.
Необходимо оговориться, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности определяются заключенным договором. В договоре прописываются условия, обязанности и ответственность сторон, а также срок его действия. Очень важно наличие пункта раскрывающего процедуру изменений текущих договоренностей, либо невозможность их изменения соответственно.
Финансовое инвестирование характеризует в основном его основная цель – это получение прибыли, а также активы, благодаря которым она извлекается. Местом для вложения капитала инвесторы выбирают ценные бумаги и финансовые инструменты.
Субъекты финансовой инвестиционной деятельности:
- брокерские и управляющие компании, трейдеры, дилинговые центры
- страховые компании
- юридические компании
- частные и институциональные инвесторы
- банки и прочие кредитные организации
- авторы идеи.
При прямых вложениях, инвесторов в первую очередь интересуют реальные объекты экономики. В такой ситуации запускается цепочка инвестиционной деятельности, включающая в себя огромное количество участников (заказчики работ, исполнители или подрядчики, инвесторы, поставщики и др.).
Субъектами (участниками) прямой инвестиционной деятельности являются:
- заказчик работ, автор инвестиционного проекта либо бизнес идеи
- исполнители работ, подрядчики
- поставщики материалов, сырья, оборудования
- частные и другие инвесторы
- пользователи инвестпроекта
- соинвесторы
- страховые организации
- кредитные учреждения, банки, фонды, предоставляющие финансирование
- меценаты.
Объекты
В условиях глобальной экономики и её движения в сторону освоения цифровых технологий и их коммерциализации, объектом инвестиций способен стать актив, который ещё несколько лет никто не рассматривал как потенциальный источник дохода.
Объектом инвестиционной деятельности является актив, выраженный в материальной либо нематериальной форме и способный удовлетворить запросы инвестора.
Главный и основной объект инвестирования это инвестиционная идея, выраженная в форме инвестиционного проекта/бизнес-плана/инвестиционной стратегии.
В многообразии инвестиционных предложений, которые существует на рынке, классификация объектов инвестирования достаточно проблематична.
Критерии оценки:
- размер ожидаемой прибыли
- величина существующих инвестиционных рисков
- период вложений или срок получения инвестиционного дохода
- форма актива.
Далее, подробно рассмотрим актуальные объекты инвестиционной деятельности с примерами.
В нашей стране наиболее распространены и доступны финансовые инвестиции. Их популярности способствует низкий порог для входа, доступность некоторых инвестиционных стратегий и инструментов для заработка даже для новичков.
И так, видами объектов финансовой инвестиционной деятельности считаются:
- ценные бумаги (ключевой актив фондовых рынков, наибольшей популярностью обладают акции и облигации. Эти объекты инвестирования всем хорошо известно. Их покупка может осуществляться как с целью получения дохода, так и с целью участия в управленческой деятельности компании, бумаги которой были приобретены)
- производные финансовые инструменты
- передача собственного капитала в доверительное управление управляющей компании (подходит для начинающих инвесторов с небольшим опытом)
- инвестирование в ПАММ/ПИФ.
Для крупных и более опытных инвесторов прекрасно подходят активы, обладающие материальной формой и находящиеся в сфере реальной экономики.
Объектами реальной инвестиционной деятельности выступают:
- объекты землепользования
- организация как имущественный комплекс
- транспорт и объекты инфраструктуры (любой транспорт кроме легкого, сети энергоснабжения, трубопроводы, коммуникации)
- инвестиционная недвижимость.
Всё больше и быстрее развиваются сферы интеллектуального инвестирования и вложения в нематериальные активы. Век высоких технологий и запросы обычных граждан диктуют моду. Инвесторы, со своей стороны, не хотят упускать возможности для обогащения и поэтому объектами инновационной инвестиционной деятельности выступают:
- объекты рекламы и статуса: торговые марки и бренд, деловая репутация, корпоративная политика, условия труда
- уникальный опыт, передовые технологии и оригинальные решения
- новые вехи в организации трудового процесса
- лицензии, авторские права, патенты
- программное обеспечение.
mir-investicyj.ru
Правовые формы отношений между субъектами инвестиционной деятельности
Инвестор может осуществлять капиталовложения самостоятельно, однако в абсолютном большинстве случаев в разработке и реализации конкретного инвестиционного проекта задействуются многочисленные субъекты: консультанты по инвестициям, субинвесторы, подрядчики, профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, консультанты, инвестиционные фонды) и т. д. Основным правовым документом, регулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности, наряду с нормативными актами является договор или контракт, заключаемый на принципах добровольности и равноправия сторон.
Инвестиционная деятельность осуществляется на основании одного, а чаще нескольких взаимосвязанных договоров (займа, кредитования, подрядных, посреднических, договоров об оказании услуг, о совместной деятельности, лизинга, на фондовом рынке и др.). Многие из данных договоров подлежат государственной регистрации.
В отечественном законодательстве определение инвестиционного договора не закреплено. Равно отсутствует легальная систематизация договорных форм осуществления инвестирования. В качестве инвестиционного поименован лишь один из договоров, опосредующих инвестиционную деятельность, — инвестиционный договор с Республикой Беларусь, предусмотренный ст. 17 Закона об инвестициях. Инвестиционная деятельность может опосредоваться различными гражданско-правовыми договорами: купли-продажи, лизинга, подряда, простого товарищества, учредительным договором и др. Инвестиционными договорами следует признать договоры на приобретение акций при учреждении и увеличении уставного капитала акционерного общества, договоры облигационного займа, банковского вклада, негосударственного пенсионного обеспечения и долевого участия в строительстве. Объединяет эти виды договоров только их экономическое содержание — вложение средств, как правило, с целью получения в дальнейшем прибыли. Договоры, опосредующие инвестирование, влекут возникновение договорных обязательств, имеющих особенности, которые обусловлены тем, что они возникают в специфической сфере — сфере инвестирования. Эти особенности проявляются в их предмете (действия по вложению (отчуждению) объектов гражданских прав, квалифицируемых в качестве инвестиций) и объекте (объект инвестирования).
В общей системе общегражданских и хозяйственных договоров инвестиционные договоры обособляются на основе их целевого назначения. Они опосредуют коммерческие отношения, носящие длительный характер и предполагающие достижение положительного результата в будущем. Инвестиционные договоры подразделяются на две группы. Первая группа договоров опосредует портфельные инвестиции, в рамках которых инвесторы передают свои средства во владение, пользование и распоряжение иным лицам. Соответствующий договор можно определить как соглашение, по которому одна сторона (инвестор) обязуется передать, а другая сторона (реципиент) обязуется принять для использования в собственной хозяйственной деятельности инвестиционное имущество с выплатой инвестору части прибыли, получаемой от использования этого имущества, либо с предоставлением иных выгод (например, приобретение ценных бумах, передача инвестиционного имущества в доверительное управление институциональному инвестору или инвестиционному посреднику). Инвестиционный договор обеспечивает достижение основной цели — финансирование предпринимательской деятельности путем установления долгосрочных отношений и устойчивых, сбалансированных хозяйственных связей. Вторую группу составляют договоры, опосредующие производственные (реальные) инвестиции. Это договоры подряда, в которых инвестор предстает в качестве заказчика, а вторая сторона по договору (подрядчик) обязуется в установленные сроки выполнить для заказчика определенную в договоре работу, применяя собственные материалы или материалы заказчика, а заказчик обязуется создать подрядчику надлежащие условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить согласованную цену (например, подряд на капитальное строительство; на производство проектных и изыскательских работ; на выполнение научных, опытно-конструкторских работ).
В инвестиционной практике особое значение имеет стабильность и выверенность условий сотрудничества, поэтому здесь целесообразно заключение предварительных договоров.
В зависимости от субъектного состава различаются инвестиционные договоры с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц, резидентов и нерезидентов.
В литературе высказываются три основных подхода относительно правовой оценки инвестиционного договора:
1)инвестиционный договор — собирательное понятие;
2)инвестиционный договор — самостоятельный тип или вид договора;
3)отрицается целесообразность использования термина «инвестиционный договор».
Законодательное определение понятия и отличительных особенностей инвестиционного договора, заключаемого не только с Республикой Беларусь, но и с другими субъектами, может способствовать развитию инвестиционных отношений. Отличительными признаками такого договора можно назвать следующее:
— одной из сторон является инвестор;
— соглашение определяет порядок реализации Инвестиционного проекта;
— заключается на длительный срок и др.
В целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвестор или инвесторы имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь.
Инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь,если данным инвестиционным договором предусматривается предоставление Инвестору, льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.
В этом решении Совета Министров Республики Беларусь определяются порядок подтверждения права на применение указанных льгот и преференций, а также Госорган, уполномоченный на подписание такого инвестиционного договора и координацию работы по его выполнению.
Для заключения инвестиционных договоров:
Первого уровня не требуются бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционного договора (далее — инвестиционный проект), и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта;
Второго уровня требуютсябизнес-план инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта.
Бизнес-план инвестиционного проекта и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта требуются только в случае предоставления инвестору и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, дополнительных льгот и преференций, не установленных законодательными актами, настоящим Декретом и иными решениями Президента Республики Беларусь.
Проекты инвестиционных договоров подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой юридическими службами соответствующих государственных органов и исполнительных комитетов, принимающих решения о заключении инвестиционных договоров, или Министерством юстиции, если решение о заключении инвестиционных договоров принимается Советом Министров Республики Беларусь.
Заключенные инвестиционные договоры подлежат государственной регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, порядок ведения которого определяется «Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. N 4».
В инвестиционном договоре в качестве обязательных условий должны быть определены:
- объект, объем и сроки вложения инвестиций, а также сроки реализации инвестиционного проекта и действия инвестиционного договора;
- права и обязанности инвестора (инвесторов) и Республики Беларусь — сторон инвестиционного договора;
- ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в том числе возмещение инвестору (инвесторам) реального ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов или иного государственного органа (организации), а также право на односторонний отказ Республики Беларусь от выполнения своих обязательств согласно инвестиционному договору при несоблюдении или ненадлежащем соблюдении инвестором (инвесторами) его обязательств;
- требования о конфиденциальности информации;
- порядок и орган рассмотрения споров между сторонами инвестиционного договора, связанных с положениями инвестиционного договора. В качестве рассматривающего спор органа может быть определен суд иностранного государства, арбитражный (третейский) суд, созданный на территории иностранного государства, если инвестором является физическое или юридическое лицо иностранного государства и международным договором, заключенным Республикой Беларусь, в том числе о защите инвестиций, такой суд определяется как компетентный орган по рассмотрению спора.
Инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке. Если стороной инвестиционного договора является иностранное юридическое или физическое лицо, инвестиционный договор составляется на русском или белорусском языке, а также на иностранном языке по соглашению сторон.
По вопросам привлечения инвестиций, заключения инвестиционных договоров и реализации инвестиционных проектов инвестор может взаимодействовать с государственными органами и исполнительными комитетами, государственным учреждением «Национальное агентство инвестиций и приватизации» либо с физическими или юридическими лицами, уполномоченными на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь.
Изменение инвестиционного договора и его расторжение по соглашению сторон осуществляются в соответствии с «Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь», утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011г. № 4».
Постановлением Совета Министров от 19 июля 2016 года № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10» в Белоруссии утверждены:
— Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;
— Положение о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;
— Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;
— Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;
— Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.
Государственный реестр инвестиционных договоров с Республикой Беларусь в настоящее время ведется только в электронном виде. Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 19 июля 2016 года №563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 года №10».
По состоянию на 1 октября 2013 г. в госреестре было зарегистрировано 1294 инвестиционных договора на общую сумму 21 млрд USD. Из них 346 договоров — с иностранными инвестициями на сумму эквивалентную 11,1 млрд USD. В среднем капиталоемкость одного инвестдоговора составляет 17 млн USD. Иностранные инвесторы предпочитают не покупать обремененные обязательствами белорусские предприятия, а делают ставку на строительство предприятий с чистого листа (так называемые Greenfield projects).
Например, за январь-июнь 2016 г. в реальный сектор Республики Беларусь (без банков) поступило 4,7 млрд долларов валовых иностранных инвестиций, из них прямых – 3,9 млрд долларов (83% от общего объема), портфельных – 0,0008 млрд долларов, прочих – 0,8 млрд долларов.
Основные инвесторы в Республику Беларусь по итогам 1 полугодия 2016 г.: Россия – 50,2%, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии – 20,5%, Кипр – 7,5%, Литва – 3,7%, Австрия – 3,3%, Польша – 2,3%, Украина – 1,7%, Китай – 1,4%, Латвия – 1,2%, Германия – 1,1%,. На долю прочих стран-доноров приходится – 7,1%.
Среди договоров, связанных с приобретением прав пользования, особое место занимают концессионные договоры государства с инвесторами, предметом которых является деятельность по поиску, разведке, разработке и эксплуатации природных ресурсов, а также осуществление деятельности, относящейся к государственной монополии.
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 г. № 63-3 «О концессиях» определяет концессионный договор как письменное соглашение, в силу которого одна сторона (коцедент) обязуется предоставить другой стороне (концессионеру) на возмездной или безвозмездной основе на определенный срок право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности. Концессия — основанные на концессионном договоре право владения и пользования объектом концессии или право на осуществление вида деятельности.
К концессионным договорам относятся:
— полный концессионный договор;
— концессионный договор о разделе продукции.
Под полным концессионным договором понимается соглашение, предусматривающее возникновение и сохранение за концессионером права собственности на произведенную им продукцию.
Под концессионным договором о разделе продукции понимается соглашение, в соответствии с которым произведенная продукция делится между концессионером и концеден-том в размерах и порядке, определяемых концессионным договором.
Под концессионным договором об оказании услуг (выполнении работ) понимается соглашение, в силу которого право собственности на произведенную, переработанную по концессионному договору продукцию передается концеденту Концессионер за оказанные услуги (выполненные работы) получает вознаграждение.
studopedia.net
Электронная книга: Отсутствует. Инвестиции. Шпаргалки
Серия: «Зачет» В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Инвестиции». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться ксдаче экзамена или зачета.Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой. Издательство: «Издательство АСТ» (2010) ISBN: 978-5-17-070074-5 электронная книга Купить за 49.9 руб и скачать на Litres |
отсутствует
- отсутствует
слыхом не слыхать, нет как нет, не имеется, нет, слыхом не слыхано, таки да нет, бог миловал, слыхом не слыхивать, нетути, и помину нет, и в заводе нет, и звания нет, и не пахнет, не водится, и следа нет, ни слуху ни духу, нету, и в помине нет
Словарь русских синонимов.
- отсутствует
гл. несов.
• нет
Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик. 2012.
- отсутствует
нареч, кол-во синонимов: 23
Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
Источник: отсутствует
Другие книги схожей тематики:
Автор | Книга | Описание | Год | Цена | Тип книги |
---|---|---|---|---|---|
Отсутствует | Инвестиции. Шпаргалки | В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Инвестиции». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться ксдаче экзамена или зачета.Пособие… — Издательство АСТ, Зачет электронная книга Подробнее… | 2010 | 49.9 | электронная книга |
books.academic.ru
Субъекты инвестиционной деятельности — Мегаобучалка
В соответствии с Законом об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений, инвестиционной деятельностью является вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений представляет собой инвестирование в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Субъектами инвестиционной деятельности являются:
— инвесторы;
— заказчики-застройщики;
— подрядчики;
— пользователи объектов капитальных вложений;
— другие лица.
Достаточно часто организация совмещает функции нескольких участников процесса строительства — инвестора, застройщика, заказчика или подрядчика.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с российским законодательством.
Инвестор — лицо, обладающее необходимым количеством свободных средств или привлекающее в качестве источников финансирования заемные средства граждан или юридических лиц, в том числе кредитных организаций, — финансирует строительство.
Инвестор
Что касается заказчика-застройщика (именно такое определение обычно применяется к участнику инвестиционного процесса, обеспечивающему процесс строительства), то одни нормативные акты дают понятие и используют термин «застройщик», другие — «заказчик», а третьи — «заказчик-застройщик». Так, в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Заказчик-застройщик
Заказчик-застройщик заключает договор генерального подряда на строительство объекта с подрядной организацией или берет на себя функции, свойственные генподрядной организации — содержание строительной площадки, снабжение, координация выполнения строительных работ на объекте и т.д.
Функции заказчика-застройщика
Процесс строительства постепенный, и на каждой стадии заказчику отводятся соответствующая роль и функции. Приведем основные функции заказчиков по строительству объектов:
Строительство объектов
При подготовке строительства заказчик осуществляет функции по освоению территории и отводу земельного участка.
Освоение территории и отвод земельного участка
При выполнении своих функций заказчик осуществляет также контроль и надзор за ходом строительства. Заказчик может в отдельных случаях поручить выполнение своих функций по контролю и надзору за строительством инженерной организации (инженеру), заключив с ней соответствующий договор согласно статье 749 ГК РФ. Такая организация будет являться техническим заказчиком. В целях квалификации функций технического заказчика при заключении такого договора стороны могут воспользоваться Положением о техническом надзоре заказчика за строительством зданий и сооружений в г. Москве (утв. распоряжением мэра Москвы от 13.07.1998 N 715-РМ). Технический заказчик, выполняя функции контроля и надзора за строительством, не имеет, в частности, права распоряжаться финансовыми и иными ресурсами заказчика-застройщика и вести учет капитальных затрат и источников финансирования.
Контроль и надзор за ходом строительства
В функции заказчика входит также финансирование строительства и ведение бухгалтерского учета производимых капитальных затрат. Организация-заказчик на условиях, определенных в договоре, заключенном с инвестором, распоряжается выделенными для строительства объекта денежными и материальными средствами инвестора и несет материальную и иную предусмотренную действующим законодательством или договором ответственность за своевременное целевое и обоснованное использование финансовых и других материальных ресурсов и имущества; соблюдение качества выполненных работ и сроков ввода объекта строительства в эксплуатацию; выполнение обязательств по договорам с другими участниками строительства объекта; исполнение утвержденной инвестором сметы расходов на функционирование заказчика; обеспечение режима секретности (конфиденциальности) и осуществление необходимых мероприятий по защите коммерческих и служебных сведений от разглашения.
Финансирование строительства и бухучет капитальных затрат
Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют строительные, монтажные, ремонтные работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с ГК РФ. При осуществлении капитального строительства широко применяется система генерального подряда: заказчик заключает договор с одной строительной организацией — генеральным подрядчиком, который для выполнения отдельных комплексов работ привлекает специализированные организации на основе договоров субподряда.
Подрядчик — генеральный и субподрядчики
Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, для которых создаются указанные объекты.
Пользователи и прочие участники
На практике при создании и реконструкции объектов недвижимости встречаются субъекты инвестиционного процесса, не перечисленные выше. Эта практика, как правило, следует из нормотворчества субъектов федерации.
Вопрос о функциях инвестиций имеет смысл рассматривать в трех аспектах: общегосударственном, экономическом и частном.
На общегосударственном уровне функции инвестиций заключаются в обеспечении соответствующих условий для расширенного воспроизводства товаров и услуг; кроме того, инвестиции создают благоприятные возможности для развития различных отраслей народного хозяйства и промышленности. Как следствие, снижается уровень безработицы среди населения. Еще одна из функций инвестиций заключается в финансировании различных бесприбыльных (однако социально значимых) сфер, таких как образование, здравоохранение и другие виды социальных программ, направленных на улучшение уровня жизни населения. Развивается научно-технический потенциал общества (если речь идет об инвестировании средств в развитие наукоемких технологий, в различные научные исследования, результаты которых будут впоследствии воплощены в материальные товары и проданы на рынке. В этом случае мы можем сказать, что функции инвестиции, в некотором смысле, обеспечивают научно-технический прогресс общества. Кроме того, инвестиции исполняют интегративную функцию, заключающуюся в размытии границ между различными государствами, народами, культурами (в случае, если речь идет о международных инвестициях).
На экономическом уровне (т.е. если речь идет о финансировании отдельных проектов, предприятий) функции инвестиций заключаются в обеспечении возможностей эффективного расширения и развития производства; в обеспечении возможности исследования и внедрения новых технологий производства товаров, которые делают их более конкурентоспособными и более востребованными на рынке. Соответственно, результат заключается в более качественном удовлетворении потребностей населения в тех или иных товарах и услугах. Одной из функций инвестиций такого уровня является снижение риска, связанного с банкротством предприятия (имеется в виду, что для снижения риска часть средств направляется на расширение сферы деятельности предприятия, на изучение новых ниш, которые косвенным образом связаны с основным видом деятельности). Например, проектная организация (которая ранее занималась исключительно выпуском архитектурных проектов) перерастает в проектно-строительную, т.е. она уже не только выпускает проекты на бумаге, но также может воплощать их в реальности.
На частном уровне основная функция инвестиций заключается в личностном обогащении человека. Деньги вкладываются в различные проекты для того, чтобы впоследствии получать от них прибыль. Если говорить более подробно, то можно выделить две функции инвестиций на частном уровне: это, во-первых функция защиты средств от инфляции; и во-вторых, функция приумножения сбережений. Однако обе эти функции сильно взаимосвязаны между собою и сводятся к личностному обогащению человека.
megaobuchalka.ru